Мысли о Главном

Подростковое поклонение для взрослых

Подростковое поклонение для взрослых
«Когда мы уже вырастем? Подростковый возраст американского христианства». Так назвал свою статью в «Христианстве сегодня» Томас Берглер. Автор утверждает, что современное богослужение приобретает подростковый характер.

Популярные элементы богослужения, которые пятьдесят или шестьдесят лет тому назад практиковались только в молодежных группах, за прошедшие полвека стали нормой для взрослых. Как и подход к вере и практике христианской жизни.
На первом этапе молодежные лидеры создали подростково-дружелюбную версию христианства в попытке спасти погибающий мир. Меньше всего они думали о долговременных последствиях своих поступков. Далее эта версия распространилась на взрослых, которые стали выглядеть как старые подростки.
Суть мышления подростков можно выразить такими словами: «Мы просто хотим жить по-своему, хотим просто радоваться жизни». Влиятельные молодежные лидеры соглашались с этим: принятие Христа как Спасителя не означает отказа от удовольствий и печального выражения лица. И вообще, вгонять детей в скуку – грех. Заметим: что касается культуры, то, несмотря на очевидные слабости, это «юношеское» христианство оказалось привлекательным, гибким и адаптивным.
Завершающим этапом процесса стало изменение самих взрослых. Старая концепция совершеннолетия предполагала ответственность, самопожертвование, служение другим. В первой половине XX века люди рано становились взрослыми: женились и выходили замуж, рожали детей, много и напряженно работали. К настоящему времени процесс превращения во взрослых затягивается. Нужды и желания идут впереди ответственности. Семь смертных грехов поменяли сущность: гордость стала самооценкой, похоть – сексуальностью, лень – досугом. Если раньше на собрания ходили по привычке, то сегодня – чтобы получить удовольствие и порадоваться общение с друзьями. В плане роста церквей эти изменения оказали большую услугу. Молодежь потянулась в собрание.
Подростковое служение характеризуется эгоцентричной, эмоциональной и интеллектуально неглубокой верой. Одно исследование в Америке показало, что подростки редко употребляют такие слова как вера, спасение, грех, или даже Иисус, когда говорит о своей вере, но часто повторяется мысль, что христианство приносит счастье, радость. Таким образом, можно говорить о «терапевтическом» христианстве, вере, которая избавляет нас от всяких проблем. Поскольку люди годами слушают простую весть о благословениях, которые дает Христос, вопросы доктрин уходят на второй план. Более того, внимание к ним даже становится препятствием на пути к «подлинным», «живым» отношениям со Христом.
Сегодня многие американцы разных возрастов не только приняли христианизированную версию подросткового нарциссизма. Именно ее они и считают настоящей верой. А Бог, вера, церковь нужны для того, чтобы разрешать мои проблемы. Религиозные институты, организации – не есть хорошо; мои личные отношения с Ним – вот что имеет значение.
В этих условиях надо уделять больше внимания вопросам духовного формирования, духовной зрелости. Может, к эмоциональным и радостным песням добавить песни о страданиях за Христа, о жертвенности, о крестном пути. Может, петь не только простые песни, но и сложные (с литературной и богословской перспектив). И, конечно, не просто подражать и копировать светскую культуру (одна из ключевых характеристик «подростковой» версии поклонения), но явить подлинную христианскую контркультуру. Чтобы совсем уж не обмельчать.

Леонид Михович