SONY DSC

Вопрос о Троице

Иногда человека, не вполне хорошо знающего христианское учение, легко сбивают с толку последователи различных лжеучений, которые вступают в спор не с христианским пониманием Писания, а со своим неверным пониманием этого учения.
Разберемся сначала с некоторыми вашими утверждениями. Вы пишете: «Слово «Троица» не встретишь в Библии». Это так, поскольку слово «Троица» является богословским термином. Мы все постоянно пользуемся терминами, чтобы нам было проще общаться. Термин является «аккумулятором» смысла. Целая теория может поместиться в одном слове, и собеседникам не приходится говорить друг другу: «Речь идет о том, как то-то и то-то происходило так-то и так-то».
Но термин облегчает общение только в том случае, если беседующие знают, о чем идет речь, и наполняют его одинаковым смыслом. Термин «Троица» подходит для богословских рассуждений, если люди знают, о чем идет речь. В вашем же случае как раз и получилось, что люди, с которыми вы общались, использовали этот термин, наполняя его смыслом, которого нет в правильном христианском его понимании. Это видно из вашего письма. Например, вы пишете: «Я больше не верю в Троицу, а в одного Бога… Евреи всегда верили в одного Бога».
И христиане не верят в нескольких Богов. И термин «Троица» не включает в себя этого смысла. Христиане верят в одного Бога – JHWH.
Далее вы пишете: «Иисус Христос – Сын Божий и был создан JHWH». В этом предложении вы вступаете в противоречие дважды. С собственным утверждением и с утверждением Писания.
Вы говорите, что Он – Сын Бога, и в то же время говорите, что Он – Его творение. Вам, несомненно, следует с этим разобраться, поскольку: если Сын, то никак не творение; и если творение, то никак не Сын. Ну а во-вторых, Писание прямо говорит, что Иисус не был сотворен и не имеет начала (см. Евр. 7:3).
У свидетелей Иеговы есть на этот счет одно популярное рассуждение. Они говорят о начале бытия Сына, ссылаясь на текст Библии, повествующий о Его рождении. Это делается по простой причине – в Писании нет мест, говорящих о сотворении Сына. Напротив, Он назван пророком Исаией Отцом вечности, что не вполне понятно, если Он Сам не вечен. Рождение же не является началом бытия даже для детей человеческих. Рождение – явление миру того, что уже существовало, но было сокрыто. Началом могло бы быть зачатие в недре Отчем, но об этом Писание умалчивает. Библия нам ясно говорит о том, что Слово было вечно в недре Отчем, но было рождено (явлено).
Библейское понятие сыновства тоже несколько глубже, чем современное понимание этого вопроса, особенно в «цивилизованных западных странах». Сын является продолжением отца, собственно – им в будущем. Почитайте рассуждения автора Послания к евреям о том, как сам Аарон дал десятину Мелхиседеку, находясь в чреслах Авраама. Наша с вами природная греховность, идущая от Адама, приобретает при современном понимании родства некое метафизическое значение, а для авторов Библии это было прямым смыслом, потому что мы все – Адам. И избавление от греха приходит путем отсечения нас от Адама и привития к Сыну Божьему, через что и мы становимся сынами Божьими.
Так вот, Сын Божий может быть только Самим Богом – JHWH. Он и Сам об этом прямо сказал: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30). Одного этого места достаточно «непредвзятому читателю», чтобы задуматься над тем, насколько несправедливо отрицание Божественности Сына. Чтобы усилить впечатление, добавлю другой отрывок (Кол. 2:8, 9): «Смотрите, братья, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно».
Приведу еще два аргумента и закончу, пожалуй, поскольку считаю, что для ищущего ответа – уже будет довольно, а для человека предвзятого – никаких аргументов недостанет. В Книге Исаии сказано: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня» (43:10-11). Это место особенно интересно, поскольку именно отсюда свидетели Иеговы взяли свое название. Здесь в еврейском тексте на месте ГОСПОДЬ стоит JHWH. Текст прямо утверждает, что нет иного Спасителя, кроме JHWH. То же в Книге пророка Осии (13:14).
В Новом же Завете говорится, что Спасителем является Иисус (имя Которого, как известно, переводится как Яхве-Спаситель): «Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11). Подобное написано и в Евангелии от Иоанна (4:42).
Возникает проблема понимания. Является ли Иисус истинным Спасителем, и тогда Самим JHWH, или Он не является JHWH и, следовательно, не может быть Спасителем, поскольку через пророков недвусмысленно сказано, что только Господь – единственный Спаситель?
Второе рассуждение касается Послания к филиппийцам (2:10): «…дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних». Вы наверняка знаете, что поклоняться дозволено только Богу. В этом отрывке открыто исповедуется поклонение Иисусу, причем не только людьми, но всем творением. Для полноты впечатления добавлю, что апостол Павел в этом стихе перефразирует сказанное Господом через пророка Исаию (Ис. 45:22, 23): «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено…», причем нисколько не сомневаясь, слово «Бог» заменяет словом «Иисус». Мы также знаем из Евангелий, что Сам Иисус принимал поклонение.
Из всего сказанного придется признать, что Сын является Богом. Причем не другим Богом (поскольку мы решительно против многобожия), но именно единым истинным Богом.
Причем между Отцом и Сыном есть ипостасные различия, которые мы можем видеть в Писании. Например, Отец рождает Сына. Сын воплощается, но не Отец. И всегда мы говорим об ОДНОМ БОГЕ!
Как же нам это понять? Откровенно говоря, никак. Мы можем познать это через откровение Писания, но понять не в силах. Между прочим, учение христианской Церкви о Троице как раз таковым и является. Оно как бы наблюдает известные факты, но не пытается проникнуть внутрь Божественной тайны. Оно постоянно провозглашает единого Бога в Троице.
Непостижимость этого вопроса смиряет гордый человеческий ум, который часто стремится либо проникнуть в Божественную тайну, либо «упростить Бога» до своего понимания.
Желаю всем, пытающимся разобраться в этом вопросе, Божьих благословений.

Сергей Конторович
журнал «Вера и жизнь» №5/2001