“Поэтому преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,” (Еф.3:16)
Думаю, переводчикам русской Библии пришлось немало поломать головы над переводом 15-го стиха. Дело в том, что в нем употреблено греческое слово “Патриа”, которое неразрывно связано со словом Отец – “патер”, которое упоминается в 14-м стихе. Оно может означать семью, род, происхождение по отцовской линии, родство, группу семей или весь народ.
Вот как перевезено это место в Новом русском переводе: “от Которого получает имя каждый род на небесах и на земле.” (Еф.3:15)В переводе епископа Кассиана сказано так: “от Которого получает имя всякое отцовство на небесах и на земле,” (Еф.3:15)
Переводчики синодального перевода не без оснований выбрали слово “отечество”.
Отечество, отчество, вотчина, отцовство – все эти однокоренные слова открывают перед нами грани этого необыкновенного призвания, необыконовеннй роли – отца. В древнем мире патриарх рода давал семье и имя (в современном мире – фамилию) фамилия и отчество, и титул, и название стране или местности. Недавно мне довелось побывать в княжестве Лихтенштейн. Мне запомнился титул тамошнего князя: Fürst Hans-Adam II von und zu Liechtenstein – Ханс-Адам II Лихтенштейнский из Лихтенштейна. Лихтенштейн – это и фамилия его предков, которую он с гордостью носит, и название его страны – его отечества.
Гооря, что от Бога-Отца именуется всякое отечество, апостол Павел говорит, что Бог – первый отец. Как отец дает своё имя своей жене и своим детям, Бог дает свою фамилию всему живому. В русском языке к имени добавляется еще и отчество. Тем самым каждый человек почеркивает роль своего отца в том, что он родился и стал тем, кем он стал. Каждая семья ведет свой род от кого-то. Но все мы в конечном итоге ведем свой род от Бога. Я Игорь Евгеньевич Райхельгауз. Но я и Игорь Богович Божий, сын Отца Небесного, царя Царства Небесного – такую идею хочет донести до нас апостол Павел.
Еще в одном знаменитом месте Нового Завета мы находим эту идею.
“…один из учеников Его сказал Ему: «Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих».” (Лк.11:1) “Он сказал им: «Когда молитесь, говорите: „Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;” (Лк.11:2) – Когда молитесь, говорите: „Отче наш” – отец наш.
Вы видите, что получается. Когда мы люди пытаемся понять, кто такой Бог (чего мы, конечно, по определению не можем понять до конца. как муравей не может понять, что такое горы или мировой океан) Бог, желая хоть чуть-чуть объяснить нам, кто Он, говорит: Я – ваш отец. Я дал вам свою фамилию и хочу гордиться вами, как отец гордится детьми, носящимися его фамилию. Когда вы хотите поговорить со мной, говорите мне: папа.
Я вижу в этом огромную ответственность, возложенную на нас отцов. Мы призваны явить нашим детям образ божий. На протяжении всей жизни человека образ Бога в его сознании будет неразрывно связан с образом отца. Если отец все время отсутствовал физически или эмоционально, то ребенок вырастет с мыслью: Богу нет дела до меня и моей жизни. Если отец жесток, всё время несправедливо наказывает своих детей, то дети будут думать о Боге, как о жестоком и несправедливом существе. Если отец не может установить для своих детей границы дозволенного и недозволенного, то дети будут думать, что Богу нет дела до того, как мы живем и не нужно заботиться об исполнении заповедей Божьих.
“Слушай, сын мой, наставление отца твоего…” (Притч.1:8) такими Словам открывается книга притч после вступления. Если подумать, большая часть этой книги – это крик души отца, который прсвящает себя тому, что пытается направить своего ребенка на путь, ведущий к истинному счастью. Моисей, провозглашая от имени Бога 10 заповедей, 2 раза говорит, что заповеди даны, “чтобы хорошо тебе было”. (Втор.5:17) (Втор.6:18) Я вспоминаю своего отца, которого уже 4 года нет в живых. Он был неверующим и не был идеальным, но он был один из немногих людей, о котрых я знал, что если я спрашиваю у него совета, то он всегда даст его, желая мне добра, искренне и бескорыстно.
Дорогие мои собратья-отцы! Сегодня Бог говорит к нам о нашей огромной ответственности, которая одновременно является нашей огромной возможностью. Наша ответственность и наша возможность – явить нашим детям образ Божий. какими отцами мы будем для наших детей – таким они будут представлять Бога – своего небесного отца. У нас в последнее время было много помолвок и свадеб. Я хочу сказать будущим мужьям и будущим отцам: не жалейте времени для своих детей. Еще никто на смертном одре не сказал: о если бы я проводил больше времени на работе. Любите их мам – это самый лучший подарок, который вы можете сделать своим детям. Апостол Павел говорит, что для этого нужна сила Духа Святого – утвердиться во внутренннем человеке. Сегодня так много внимания уделяется внешнему. Чтобы в погоне за внешним не потерять главное – внутреннее, внутреннего человека, нужна сила. Сверхъестественная сила. Сила Духа Святого. Силы Духа всем нам, дорогие отцы!