Нередко в связи с богослужением мы слышим размышления или вопросы о том, насколько интересным или скучным было собрание.
Подобные высказывания показывают, что посетители видят (или хотят обнаружить) связь между собранием и развлечением. В свою очередь желания людей добавляют головной боли ответственным за поклонение, которые вынуждены предлагать разного рода ноу-хау, чтобы развлечь и удержать внимание «слушателей» и «зрителей». Таким образом, поклонение уже направлено не на Бога, а на посетителей, хотя разве не Сам Бог должен быть Главным Зрителем и Слушателем? Подобное отношение к собранию не всегда отличало христиан, тем более, ветхозаветных верующих. Да, поклонение могло пробуждать приятные чувства, радовать, но кто из древних или средневековых верующих оценивал его с точки зрения интереса и потребности в развлечении? Если бы кто спросил Варнаву и Симеона (Деян. 13) после богослужения в церкви Антиохии, интересным ли оно было, они, пожалуй, не поняли бы сути вопроса. «Участие в богослужении – вопрос не интереса и скуки. Это вопрос моей жизни с Богом. Чувства, которые я переживаю, намного глубже».
Отчасти оценке собрания с точки зрения интереса способствует евангелизационная перспектива поклонения. Предполагается, что внешняя оболочка церкви должна быть яркой, красочной, привлекательной. Приятность богослужения становится «наживкой», позволяющей привлечь новых людей в церковь и ее служение. Правда, здесь возникает еще один вопрос: насколько то, что происходит в поклонении, должно отражать сущность христианского духа жертвенного следования за Господом? Не приведет ли сдвиг акцента на подачу к ущербу в представлении сущности и характера евангельской веры?
В этой связи уместно процитировать Честертона (его слова, правда, не относятся прямо к богослужению, но раскрывают устремления современного человека). «Главная беда в том, что удовольствия заняли место обязанностей, стали непрерывными, а значит – скучными. Если мы не вернем людей к радостям повседневности, которые называют скукой – пишет он, – наша цивилизация рухнет лет за 15… Словом, если мы не поможем понять, как хороши рассвет, и еда, и животворящие тайны работы, цивилизацию нашу поразит болезнь усталости, от которой не вылечиваются».
Но, возвращаясь к поставленному вопросу, заметим, что, как подчеркнул Рик Уоррен, нельзя же с помощью Библии вгонять людей в тоску. Демонстративное подчеркивание «неинтересности» собрания тоже не может быть оправданным. Да и может ли реальное поклонение в Духе навевать скуку? (Может, но не Евангелие в этом виновато, а ведущие или слушатели).
Если верующий получает некое эстетическое или эмоциональное удовольствие в собрании – что плохого? Только бы цель осталась прежней: поклонение Богу, прославление Его (ну и, конечно, назидание верующих).
Леонид Михович – ректор Минской Богословской семинарии, епископ объединения церквей ЕХБ по г. Минску и Минской области, магистр богословия.